Самыми первыми выдвинули идею о том, что государственное устройство может быть полностью заменено общественным, ранние христиане. Вся теория “Царства Небесного” была сформирована вокруг феномена общества как высшей степени развития человечества, чем государство. Существовавшие по этим принципам страны были в истории не раз, если не считать долгих тысячелетий жизни человечества по первобытно-общинным законам. Многие страны очень эффективно использовали инструментарий общественного строя, что делает его достаточно интересным для дальнейшего развития человечества.
В первую очередь необходимо отметить то, что общественное устройство это не анархия , как некоторые сразу скажут. Общественное устройство отличается от государственного не тем, что контролирующих органов нет совсем, а тем, что все контролирующие органы лишены исключительных полномочий.
Исторически это дружина князя, которая может ловить преступников и может судить их, но у нее нет исключительных полномочий на это. То есть, если преступника не поймала жена, то это может сделать община, судя собственным судом. Тут супруга выступает больше вспомогательным органом, чем властным.
В современном понимании это выглядит следующим образом: есть контролирующий орган (полиция), который должен следить за правопорядком. Но у нее нет на это исключительного права, и каждый гражданин имеет такие же полномочия, как и полицейский. То есть, если полицейский не фиксирует нарушение, то его может зафиксировать любой другой человек, и полицейский обязан отреагировать.
Что это дает?
Во-первых: это отменяет выборочное применение закона, поскольку то, что полицейский закрывает глаза на нарушения, ничего нарушителю не даст. Нарушения могут быть зафиксированы обычными гражданами. Если крупный начальник поставил авто в неположенном месте, то полиция его может не трогать, поскольку они подчинены, но люди имеют право зафиксировать и привлечь к ответственности.
Во-вторых: это уменьшает бюджетную нагрузку, поскольку профессиональных полицейских нужно гораздо меньше. В данном случае полиция на профессиональном уровне только выполняет вспомогательную функцию в проведении экспертных исследований и оперативных функций в том случае, когда этого не могут сделать граждане самостоятельно.
Понимание власти, которая сама принимает законы и сама имеет силовые структуры, которые заставляют одних исполнять законы, а другим все позволяет, в общественном устройстве нет.
Украина в 2014 году продемонстрировала уникальный опыт создания армии в рамках общественного строя. Добровольцы сформировали военные отряды, а волонтеры организовали их обеспечение. В результате, где власть не смогла справиться, общество отреагировало мгновенно и крайне эффективно. До сегодняшнего дня главной силой украинской армии является общественная сторона его поддержки. Многочисленные волонтерские движения уже выбрали себе лидеров, которым доверяют и стабильно собирают средства для закупки вооружения и доспехов.
Это результат того, что на территории Украины общественное устройство имеет очень глубокие корни. Даже если власть в стране исчезнет, армия не перестанет функционировать из-за слаженной общественной системы.
Важным фактором общественного строя является то, что он не требует столь крупной законодательной базы как государственный. Около 90% всех законов и подзаконных актов определяют отношения гражданина с властью. Точнее, определяют исключительные возможности властных структур. Это и значительная часть Уголовного кодекса, налоговый, земельный, аграрный и т.д. и т.п. Все эти законы утверждаются государственными органами, контролирующими эту сферу, определяют механизмы взаимодействия с ними и их властные полномочия.
На самом деле, общественное устройство не требует столь значительных объемов законодательства. Есть четко определенные права и наказания за их нарушение, которые по-прежнему выражаются в материальной компенсации. Принудительная система почти отсутствует, поскольку ее заменит социальное давление в окружении.
Еще важнее общественный консенсус. Большинство законодательных актов не имеют поддержки значительной части народа и выполняются благодаря инструментам принуждения. Такое явление, как “вече” сильно отличается от “советов”. Вече – консенсунсный орган, задачей которого является нахождение решения. Здесь не голосуют, а ищут удовлетворяющее всех решение.
Кто-то скажет, что так невозможно принимать решения и кто всегда будет против. Возражения, которые вносились на вече, должны быть не просто «я против», а четко аргументированы. Кроме того, кто вносит возражения, должны быть и те, кто согласен с аргументацией и поддерживает возражения. Дискуссия всегда двигалась в сторону принятия решения, но с учетом всех возражений. Не было важно сколько народа придет на вече, поскольку те, чьи интересы затрагивают вынесенные решения, всегда приходили.
Что касается того, что действительно трудно было принять решение, то это правда. Недаром «Русская правда» состояла из нескольких десятков статей. Но больше и не требовалось. Представьте себе, какое количество законов принимают каждый год наши законодатели. Уже дошло до того, что юристы, которые должны быть осведомлены в законодательстве, не в состоянии его изучить. Они изучают узкую специализацию и все. Что полезного в том, что мы имеем такое количество законов, когда даже юристы их не знают?
Страна, в которой отсутствуют органы с исключительными полномочиями, имеет ряд характеристик. Такие страны имеют особый тип организации взаимодействия, где нет централизованного контроля со стороны одного или нескольких государственных институций.
Контроль распределен между многочисленными региональными, местными общинами, организациями, а не сконцентрирован в центральных правительственных структурах. Право контроля имеет каждый простой гражданин.
Отсутствуют или значительно ограничены централизованные государственные институты, такие как парламент, президент или национальное правительство. Важные решения принимаются непосредственно гражданами через референдумы или народное собрание, а не через избранных представителей. Граждане имеют высокий уровень гражданского участия в процессах принятия решений.
Общины и местные сообщества имеют значительный уровень автономии и могут решать свои внутренние дела. Общественные организации имеют больше полномочий по вопросам как местного, так и национального значения.
Гражданские организации, НПО, кооперативы и другие формы самоорганизации играют важную роль в предоставлении услуг и регулировании общественной жизни. Главным признаком такого устройства является отсутствие монополии на применение силы:
Отсутствие централизованной милиции или армии. Вместо этого есть местные или добровольные силы безопасности.
Безопасность и правопорядок обеспечиваются на местном уровне или по гражданским инициативам.
Правовая система должна быть децентрализована, с предоставлением права законодательной инициативы всем гражданам, с применением принятой процедуры. Механизмы разрешения споров должны быть основаны на медиации и примирении, а не на официальном судебном процессе.
Отсутствуют сложные бюрократические структуры и процедуры, характерные для централизованных стран. Власть будет распределена между разными уровнями правительства или другими организациями, что может привести к более гибкому и адаптивному управлению. Общественные организации получат больше полномочий и смогут учитывать свои специфические потребности.
Гражданские организации, НПО и другие формы гражданских объединений могут взять на себя больше функций в обществе, включая социальные услуги, здравоохранение и образование. Это может способствовать более активному участию граждан в процессе принятия решений.
Некоторые функции государства могут быть переданы частному сектору, что может привести к росту конкуренции и потенциально улучшить качество услуг. Однако это также может вызвать проблемы с доступностью и справедливостью, особенно, если речь идет о критически важных услугах.
В общем, лишение государственных органов исключительных полномочий может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Успешность такого подхода зависит от многих факторов, включая уровень развития гражданского общества, готовность граждан к участию в управлении, наличие эффективных механизмов контроля и обеспечения справедливости.
Если государство перестанет регулировать бизнес и передаст эти функции общественности, это повлияет на экономическую, социальную и политическую сферы. Последствия могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от обстоятельств и механизмов, которые будут введены.
Положительные последствия
Упрощение процедур для бизнеса может привести к снижению издержек и повышению эффективности.
Более быстрый (или отсутствующий) процесс регистрации и лицензирования может способствовать росту предпринимательства.
Бизнес может быстрее реагировать на изменения рынка и инновации, поскольку им не следует ожидать утверждения от государственных органов.
Локальные решения могут быть более адаптированы к специфическим условиям и потребностям регионов.
Общественность может иметь больше возможностей для влияния бизнеса через общественные инициативы и организации.
Общественные группы могут обеспечивать контроль и мониторинг соблюдения стандартов качества, экологических норм и этических стандартов.
Бизнес может больше ориентироваться на социальную ответственность и постоянство, стремясь удовлетворить ожидания и требования общества.
Переход от государственного регулирования бизнеса к общественному контролю является сложным процессом, нуждающимся в тщательном планировании и внедрении эффективных механизмов обеспечения прозрачности, ответственности и соблюдения стандартов. Это может принести значительные преимущества, но также вызывает серьезные риски, которые следует учитывать и минимизировать.
Чтобы минимизировать негативные последствия передачи государственных функций общественности на уровне неправительственных организаций (НПО), необходимо принять комплексные меры.
- Обеспечение координации и стандартизации
Центральные координационные органы могут помочь обеспечить согласованность и эффективность предоставления услуг.
Установление единых стандартов и норм для всех НПО, предоставляющих определенные услуги.
Использование цифровых платформ для обмена информацией и лучшей координации между различными НПО.
- Обеспечение стабильного финансирования
Создание стабильных грантовых программ для финансирования НПО.
Сотрудничество с частным сектором по обеспечению дополнительного финансирования.
Обеспечение прозрачности в распределении финансирования во избежание коррупции и злоупотреблений.
- Повышение уровня профессионализма и подготовки
Организация учебных программ для работников НПО для повышения их квалификации.
Введение системы сертификации для НПО, которая гарантирует определенный уровень качества услуг.
Создание платформ для обмена опытом и лучшими практиками НПО.
- Повышение прозрачности и подотчетности
Создание независимых органов, осуществляющих мониторинг и оценку деятельности НПО.
Обязательная регулярная отчетность НПО о своей деятельности, финансах и достигнутых результатах.
Вовлечение общественности в процесс оценки и контроля деятельности НПО.
- Обеспечение равного доступа к услугам
Разработка целевых программ для поддержки менее развитых или малообеспеченных общин.
Обеспечение справедливого распределения финансовых и других ресурсов между разными регионами и группами населения.
Обеспечение инклюзивного подхода, учитывающего потребности разных групп населения, включая уязвимые группы.
- Укрепление правовой базы
Разработка и внедрение законодательных актов, регулирующих деятельность НПО и обеспечивающих их подотчетность.
Внедрение механизмов защиты прав граждан, пользующихся услугами НПО.
Введение строгих антикоррупционных мер по предотвращению злоупотреблений и коррупции.
Внедрение этих мер поможет обеспечить успешный переход к системе, в которой НПО выполняют государственные функции. Это будет способствовать повышению качества услуг, обеспечению справедливости и прозрачности, а также вовлечению общественности в управление и контроль.
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Еще в 1999 году в Украине был разработан первый прототип системы, позволяющей внедрить прямую демократию в стране. Была создана сеть персональных стартовых страниц, задачей которой было предоставление возможности проводить голосование в режиме онлайн.
Для защиты от несанкционированных действий и излома был разработан особый алгоритм: В отличие от аналогичных систем, эта система не замкнута в одной базе данных. Каждая персональная стартовая страница (ПСС) имеет свою базу данных, защищенную отдельным паролем. Именно в этой базе данных содержится информация о поддержке или не поддержке того или иного законопроекта. Система подсчета голосов обрабатывает эти данные путем индексации (считывание результатов по интерфейсу ПСС). Таким образом, система подсчета не первична.
Для обеспечения контроля за системой подсчета производится дублирование. То есть кроме официальной версии подсчета, такой же подсчет проводят еще несколько дублей системы, работающих на базе общественных, контролирующих организаций. Результат подсчета сравнивается с результатами дублирующих систем. Таким образом, в случае излома основной системы останутся дублирующие, результаты которых начнут отличаться, что разоблачит излом.
Что касается отдельных баз данных ПСС, в которых хранится индивидуальная информация, то их излом не повлияет на результаты, поскольку это только один голос. Кроме того, владелец ПСС может всегда проверить и отреагировать на изменение результатов своего голосования.
Сама система голосования учитывает то, что человек при условии прямой демократии не всегда будет голосовать в силу своей некомпетентности, незаинтересованности или занятости. В этом случае должно срабатывать многоуровневое делегирование. Это означает, что каждый должен избрать гражданина (любого, из тех, кому он доверяет), активно принимающего участие в голосованиях. Если человек не голосует, его голос по умолчанию учитывается за тот вариант, который выбирает его делегат.
Это не значит, что все голоса будут безвозвратно делегированы. Должна быть отработана система, учитывающая количество прямых и делегированных. Например решение может быть принято при условии, когда за него отдано более 50 процентов прямых голосов, или же 70 процентов прямых и делегированных, если прямых меньше 50 процентов.
Также нужно учитывать, что люди не всегда сразу понимают суть законопроекта. Принятый закон должен пройти адаптационный период. Например: если за три месяца с момента принятия закона уровень его поддержки уменьшился (ниже уровня, необходимого для принятия), то закон автоматически отменяется.
Общественная система управления не гонится по количеству законов, а наоборот, предусматривает их уменьшение. Минимизация законодательства и аудит действующего законодательства при передаче государственных функций неправительственным организациям (НПО) являются важными шагами для обеспечения эффективного и прозрачного функционирования системы:
Уменьшение количества необходимых лицензий, разрешений и других документов для НПО.
Внедрение единых национальных реестров для НПО, что снизит административные расходы и упростит процесс регистрации и мониторинга.
Формулирование базовых принципов, на которых будет основываться деятельность НПО, включая прозрачность, подотчетность, эффективность и соблюдение прав человека.
Внедрение гибких регуляторных актов, которые можно адаптировать к специфическим условиям и потребностям разных регионов и сфер деятельности.
Передача части нормотворческой деятельности (законодательной инициативы) НПО позволит учитывать особенности и потребности большей части населения при разработке и внедрении нормативных актов, привлекать независимых экспертов для оценки соответствия действующему законодательству потребностям общества и его эффективности, выявлять избыточные, устаревшие или неэффективные нормы с целью их отмены или модернизации, проводить общественные обсуждения и консультации с привлечением НПО, бизнеса, граждан и других заинтересованных сторон.
Неправительственные организации могут взять на себя создание механизмов для приема предложений и замечаний по улучшению законодательства от общественности и экспертов, подготовку рекомендаций по изменениям и дополнениям к действующему законодательству на основе результатов аудита, постоянный мониторинг и оценку внедренных изменений для обеспечения их эффективности и соответствия потребностям общества.
Минимизация законодательства и аудит действующего законодательства являются критически важными шагами для успешной передачи государственных функций НПО. Это поможет создать более гибкую, прозрачную и эффективную систему управления, которая будет лучше отвечать потребностям общества и способствовать его развитию.
Десятинная система распределения. Принцип десятинного распределения представляет собой налоговую систему, которая предусматривает два вида распределения:
- Каждый гражданин, предприятие или другие прибыльные организации платят две десятины по своему доходу. При этом одна десятина идет на общепринятые программы и взимается централизованно, а вторая десятина перечисляется прямо на те программы и неправительственные общественные организации, которые выбирает сам налогоплательщик. Таким образом, 50 процентов из средств, перечисляемых гражданами, являются целевыми. Налогоплательщик может по своему усмотрению профинансировать строительство дороги в своем районе или развитие школы. Распределение этих средств остается за плательщиком.
- Предприятия не платят налоги за своих сотрудников, а перечисляют на их счет всю сумму без удержаний. Граждане из полученных средств самостоятельно платят десятину в общую казну, а десятину на финансирование избранных ими общественных программ.
- Предприятие может выплатить работникам наличные деньги, но при обналичивании должно уплатить две десятины за того, кто получит наличные. В этом случае человек не сможет самостоятельно распорядиться своим вкладом, доверив это предприятию.
- Становится отсутствующим понимание частного предпринимателя, поскольку каждый человек может получать средства как за работу на одном предприятии, так и за другие услуги, получая средства на счет и уплачивая с них налоги.
Важно то, что налогоплательщики, уплачивая их оставляют за собой право распорядиться по крайней мере половиной из них и знают куда они направлены. В этой системе общественные неправительственные организации могут конкурировать друг с другом в креативности, значимости и открытости проектов. При этом взаимодействовать напрямую с людьми, не завися ни от какой-либо правительственной организации.
Разновидности инструментария для создания общественного устройства можно перечислять до бесконечности. А если задать цель в построении страны с общественным политическим строем, наша креативная молодежь способна на еще более интересные идеи.
Даже если страна проигрывает отдельное сражение, это не значит, что она проиграет всю войну. Важно понимать, что война – это не только военные действия, но и борьба за стабильность, экономическое развитие и общественный прогресс. Победа в войне часто зависит не только от военных успехов, но и способности страны достигать политического прогресса внутри.
История знает много примеров, когда страны, несмотря на временные военные неудачи, в конце концов побеждали благодаря внутренним реформам и укреплению национального единства. Политический прогресс может включать реформирование правительственных структур, борьбу с коррупцией, укрепление правового государства и защиту прав человека. Экономические реформы, в частности, направленные на улучшение благосостояния населения и стимулирование инноваций, могут значительно усилить позиции страны.
Кроме того, страна, обеспечивающая стабильность и процветание своих граждан, никогда не останется без поддержки со стороны международного сообщества. Это может включать экономическую помощь, дипломатическую поддержку и союзнические отношения. Внутренние реформы и развитие гражданского общества способствуют созданию положительного имиджа государства на международной арене, что в свою очередь усиливает его позиции в любых конфликтах.
Следовательно, даже в самые трудные времена у страны есть шанс на победу, если сосредоточится на политическом прогрессе и внутреннем развитии. Наконец, устойчивость нации определяется не только ее способностью противостоять внешним угрозам, но и ее способностью создавать справедливое, преуспевающее и единое общество.
Однозначно можем утверждать, что Украина сегодня, в результате брутальной агрессии, сделала первые шаги на пути к давней мечте первохристиан – страны с общественным строем – Царства Небесного. И в этом украинцы зашли дальше всех, кто пытался пройти по этому пути. Только от народа будет зависеть, отступим ли мы назад или пройдем этот путь до конца.
Автор: Петр Гордийчук