Говорят, что отец Иисуса был плотником. Но он не работал в мастерской. Все детство Иисуса, его отец Иосиф проработал на восстановлении Галилейской столицы Сепфорис. На строительстве он был и плотником и каменщиком и разнорабочим. Трудно работал отец, чтобы прокормить семью, и не ему одному было трудно. Тысячи галилеянцев должны были работать тяжело.
На строительстве – как на войне. Утром через ворота заходили тысячи работников, а в течение дня по строительству выносили травмированных, раненых и погибших. Строительство в те времена было очень трудным и опасным делом.
Вместе со строителями на восстановлении работали десятки целителей, которым несли искалеченных работников и спасали их не покладая рук. У многих таких целителей работали учащиеся. Еще совсем юные мальчики, работавшие и обучавшиеся искусству целительства. К одному из таких целителей Иосиф привел и юного Иисуса. Мальчик был удивительно умен, поэтому сразу понравился целителю.
В последующие годы Иисус вместе с отцом вместе ходили в Сепфорис и зарабатывали на жизнь. А Иисус, кроме заработка, имел возможность еще и учиться у своего учителя. У него он узнал о древних религиях Иудеи и Галилеи. Также он узнал и совсем новые философские учения, такие как гностицизм.
Несмотря на то, что некоторые ошибочно считают гностицизм ранним христианством, это не так. Гностицизм возник задолго до Иисуса в Греции. Его философия возникла из изучения биологии. Основатели гностицизма считали, что дерево жизни, как и обычное дерево, не имеет отдельного ствола. А состоит из множества ветвей, прорастающих от самой земли, хотя и скрытых корой.
Дело в том, что в биологическом дереве отдельные ветви не прорастают из ствола или из других ветвей, а имеют волокна, простирающиеся вдоль всего ствола и уходящие от корней. По принципу аналогии, философы гностицизма сформировали идею, что Дерево Жизни аналогично. Соответственно, как каждая из ветвей имеет отдельную связь с корнем, так и каждый человек имеет определенную связь с Богом. Эта ветвь, вьющаяся от земли до самой кроны, представляет собой гнозис – прямой канал к Богу.
С самого начала учения Иисус исследовал срезы дерева, чтобы более глубоко постичь философию гностицизма и понять скрытый смысл. И наконец Иисус сделал открытие, ставшее основой христианства. Но не того христианства, в которое Иисусу поклоняются как Богу, а тому христианству, в котором верят в то, во что верил Иисус.
Оказалось, что волокна дерева не прорастают из корня. То есть прорастает только одно волокно, остальные появляются в результате деления предыдущего по всей длине. Фактически Иисус открыл явление деления клетки, но не на клетке, а на волокнах, которые изучал на срезах дерева.
Казалось бы, какое отношение к религии имеет процесс деления. Но именно этот процесс вдохновил Иисуса на философию, которая и сегодня вызывает не только споры, но и войны. В процессе присутствуют два сыновних волокна и одно родительское, но на самом деле ни факта рождения сыновних, ни факта смерти родительского волокна здесь нет. Если отдельное волокно дерева, которое на срезе выглядит как яйцо, появляется в результате деления другого, то оно не растет от корня – оно было здесь еще до того, как появилось.
С этим открытием Иисус понял, что нет предела между смертью и рождением. Жизнь двух сыновних волокон не начинается с делением, поскольку оба эти волокна жили и до этого одной единственной жизнью. Так же и жизнь родительского волокна не заканчивается с делением, поскольку она продолжает свою жизнь в двух разных ипостасях. Каждая ипостась имеет единую сущность с родительским волокном. А это значит, что жизнь вечна.
Мало того, если жизнь это единосущное продолжение предыдущей жизни, а предыдущая жизнь это продолжение жизни еще более древней, то в конце концов, каждое живое существо является продолжением жизни той самой первой Искры, которая появилась в начале жизни. Жизнь, называемая Небесным Отцом, являющаяся одновременно Альфой и Омегой, началом и концом.
Ученики сказали Иисусу: «Скажи нам, каким будет конец нашему». Иисус сказал: «Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не укусит смерти.
Именно поэтому человек должен осмыслить, что он и есть единственная сущность с Небесным Отцом, которая является сыном и отцом одновременно и познать Бога Живого. Иисус нашел в этой философии путь к бессмертию. “Блажен тот, кто был до того, как возник.” – скажет впоследствии Иисус.
“Когда вы познаете себя, тогда вы будете опознаны и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не узнаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность.
«Старый человек в его дни не замедлит спросить маленького ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо многие первые будут последними, и они станут одними.
“Но как мы можем утверждать, что жили еще до рождения, если мы ничего не помним?” – спрашивали ученики Иисуса. “Мы не помним ничего с раннего детства, но мы не считаем, что ребенок, которым мы были, умер.” – отвечал Иисус: “Когда мать рассказывала об этом ребенке, мы понимали, что это о нас. Ибо человеку, в отличие от животного, дано видеть больше, чем видят глаза и осознавать больше, чем он помнит.
Сущность христианства, которое основал Иисус, была не в поклонении Христу, а в осознании каждым своей миссии. Осознание каждым, что он есть Христос.
И животные и растения тоже являются продолжением жизни Небесного Отца, но им не дано осознать и принять свою миссию, как не всем людям дано это осознать. Задача христианина – не только осознать свое место во вселенной, но и найти путь к Царству Небесному и осветить его всем, кто за ним последует.
Нет на свете зла большего, чем вера во зло. Кто впустил в сердце свою веру во зло, тот восполнит злом и сердце и душу. «Добрый человек вынесет добро из сокровищниц своего сердца, а человек зла вынесет зло из глубин своего сердца. Ибо с уст человеческих слетает то, чем переполнено сердце. Учит Иисус «Нет ничего в мире, кроме Отца Небесного, и есть источник всей жизни. Кто напился из источника, тот насытился, а кто отвернулся от него, тот в жажде. И нет на свете источника тьмы, потому что есть только источник света. Кто открылся для света, тот в свете, а кто закрылся от него, тот во тьме. И нет на свете источника холода, потому что есть только источник тепла. Кто стоит у него, тот в тепле, а кто сторонится его, тот в холоде. – учил Иисус.
“И не имеет для последователей моих места, где не было бы света, ибо несущий свет никогда не окажется во тьме, а несущий тепло никогда не будет в холоде. Никогда не говорите, что не делали ничего дурного, если не делаете ничего хорошего. Никогда не говорите, что вы делали добро, если вы не делаете его постоянно, потому что только там, где светит свет, там свет, а там, где только блеснул свет, там тьма.
«Если кто-нибудь скажет, что Царство в небе, тогда птицы небесные опередят вас, если оно в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие Божие у вас и вокруг вас. Призовите себя сеятелю, сеющему добро и поймите, что если вокруг вас будет засеяно добро, то и расти будет добро вокруг вас. Если сеятель посеял, то он и прополет и пожнет. Никогда не сражайтесь сорняком там, где вы не сеяли. Ибо только там, где посеяно, там растет сорняк, а там где не засеяно, там и сорняк – цветок Божий. Как есть на небе время для солнца и есть время для звезд, так и на земле должно быть место и для пшеницы и для божьих цветов.
Иисус подчеркивал то, что понятие зла не является абсолютным. Когда растение растет среди пшеницы, оно приносит вред пшенице не потому, что оно бедственно, а потому что ему нужно где-то расти. А потому важен баланс между миром ваших потребностей и миром потребностей других. Цветок, которым вы любуетесь в степи и сорняках, с которым вы боретесь в поле, могут быть одним и тем же растением.
Развитие этой философии дало чрезвычайные возможности для понимания многих философских аспектов. Так, например, христиане отказывались от молитв, считая, что каждый должен говорить с Отцом, как с отцом, от своего сердца, а не от чужого слова. Христиане не воспринимали правила, которые должны сделать всех одинаковыми. Каноны и посты не были присущи ранним христианам. Задачей христианства не было приведение всех к единой форме, а объединение воедино разных форм, дополняющих друг друга.
“У человека две руки и они разные. Не знает левая рука того, что делает правая, но и половины не сделает десница без левой. У человека есть две руки… Отними у него одну руку и останется пол руки. Имеющий уши да услышит. Когда вы сделаете двоих одним, вы станете Сыном человеческим, и, если вы скажете горе: “Подвинься”, она переместится.”
“И нет на дереве двух одинаковых ветвей, но все они едины, так и не могут быть люди одинаковыми, но должны быть едины. И не верь тем, кто говорит, что мы разные и мостит между нами границы, потому что у границ суть хищная. Не знают границ мирные стада и так как разные животные находят себе место на одном пастбище и у одного водопоя. И разные животные все равно вместе защищаются от хищников. Но хищные звери живут по хищному закону и метят границы. Они разделяют пастбища, разделяют стада и отделяют отдельных животных от стада чтобы съесть. И это не потому, что они зло, а потому что такая их хищная суть. Они поедают тех, кто отгорожен от истины.
Главной идеей Иисуса было объединение разнообразного на основе единого начала (единоначалия). В отличие от идеи единства по одинаковым признакам и взглядам, идея единства разнообразий предполагала единение в единое целое религий разных народов (единение всех язычников). Самое интересное, что христианство, исповедовавшее Иисус было лишь религиозной философией, и религией в чистом виде никогда не стало. В Египте, например, первые христиане, несмотря на то, что исповедовали учение Иисуса, почитали богов Египетской этнической религии. Так же поступали кельтские христианские общины, скифские, греческие и иудейские.
Многие скажут, что они были язычниками, но это не так. Современное иудео-христианство также почитает иудейских богов. Например, иудейской “Эль” означает “Бог” поэтому в пантеоне иудео-христиан до сих пор присутствуют древне-иудейские боги (архангелы): Бог Михей (Миха Эль), Бог Хаврия (Хаври Эль), Бог Рафа (Рафа Эль), Бог Урия (Ури Эль), Бог Селаф (Селафи Эль), Бог Иегуди (Иегуди Эль), Бог Варахия (Варахи Эль), Бог Иеремия (Эреми Эль). И это древнейшие боги иудейского этнического пантеона, имена которых постоянно встречаются в молитвах, их образы украшают церкви по сей день. Поэтому утверждение о том, что другие этнические церкви, созданные на основе философии Иисуса, более “языческие”, чем иудео-христианство, будет неверным.
” И если вы приходите в какую-нибудь землю и идете в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят. Тех, что среди них больны, лечите. Поскольку то, что войдет в уста ваши, не осквернит вас, но то, что исходит из уст ваших, это вас осквернит.
Единственным отличием, отличающим иудео-христианство среди других этнически-христианских общин, заключается в том, что иудео-христиане в союзе с властью просто истребили все другие церкви, провозгласив себя единой церковью Иисуса. Одними из первых группировок, которые начали физически истреблять другие, стали последователи Нестория. “Дай мне, ваше величество, свободную от еретиков землю – и я дам тебе за то Царство Небесное. Помоги мне уничтожить еретиков, и я помогу тебе уничтожить персов» – обращался Несторий к императору. Эта секта начала кровавую разницу между христианами, которая не завершилась и по сей день, хотя и сама была позже признана ересью.
В отличие от иудео-христиан, христиане считали некоторые отличия в восприятии мира, которые существовали в разных конфессиях, силой, а не недостатком. Способность мышления считалась благословением, а не проклятием. В отличие от книжников и фарисеев, по мнению Иисуса, отнявших у людей ключ от знаний, канонизировав Тору, христиане развивали дискуссионность взглядов, поскольку главным христианским принципом было стремление к истине.
Истина была той заветной ценностью, которую должен был защищать каждый христианин. А главный признак, отличающий истину от фальши, это открытость. Никому не разрешено использовать истину в своих целях. Не истина должна служить человеку, а человек служит истине. Ибо истина подобна льву, дикому и независимому. Не заставишь льва таскать плуга или охранять дом, но человек может принять льва таким, какой он есть. И когда человек примет льва таким, какой он есть, он не будет занимать его. Человек насладится тем, что лев есть.
«Блажен лев, которым наслаждается человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которым наслаждается лев, и лев станет человеком. Когда вы рождаете это в себе, то, что у вас есть, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, убьет вас.
“Если я миссия, то в чем моя миссия?..” – часто спрашивали его. «Если наш Отец есть источник, то стань и ты источником там, куда не пробился свет Отца, и ты не познаешь зла и не познаешь смерти. Дети Божьи как рыба, живущая в воде чистой из источника Отца. Она постоянно двигается к источнику. Когда она остановится, вода понесет ее дальше от источника у воды мутные, но она двигается, чтобы оставаться у источника. Для рыбы движение это спокойствие, а спокойствие это тьма.
Только те, кто стремится к истине, будут жить у ее источника, а те, кто остановится, потеряют и то, что имели. Именно на этих принципах Иисус выстроил теорию Царства Небесного – общества счастливого и ответственного. Ведь чувство счастья, по его мнению, было входом в Царство Небесное.
Человеческое счастье является основой, на которой должно стоять любое общество, и Иисус определил еще одну особенность человеческой природы, подтверждающую его теорию. Человек счастлив только тогда, когда вносит весомый вклад в этот мир:
– Мастер, долго работавший над своим творением, способен любоваться результатом своего труда довольно долго и он в это время испытывает счастье.
– Родители, у которых рождается ребенок, могут любоваться им и они испытывают счастье.
Следовательно, стремление к совершенствованию мира и продление жизни есть естественная потребность человека, удовлетворение которого и есть счастье. Но Иисус считал, что человек может иметь гораздо большее счастье, если осознает свою сущность. Когда человек осознает, что он был до того, как возник его жизнь, то вечна жизнь одной сущности, то она увидит мир вокруг, который был сотворен и усовершенствован его сущностью. Когда она видит девственный пейзаж и осознает, что это ее сущность, она будет счастлива. Когда она любуется работой старого мастера, творившего тысячи лет назад, она понимает, что это работа ее сущности, и она счастлива. Когда она видит счастливым другого, понимая, что это ее сущность, она почувствует счастье за своего ближнего и войдет в Царство Небесное.
В то время подошли к Иисусу ученики и говорят: «Кто величественнее в Царстве Небесном?». Иисус призвал ребенка, поставил его среди них и говорит: «Истинно говорю вам: если вы не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Кто, следовательно, станет малым, как этот ребенок, тот будет величайшим в Небесном Царстве»
Важной чертой учения Иисуса было то, что он учил взрослых тому, что дети умеют с рождения. Малый ребенок безотчетно радуется миру, испытывает счастье другого, как собственно. Дети умеют быть счастливы и им уже принадлежит Царство Небесное. Что касается взрослых, то они теряют эту способность, пройдя через жизненные разочарования. Они утратили веру в то, что испытывали с детства – веру в себя.
По мнению ранних христиан, с открытием Иисуса человечество перешло из формы младенца в форму осознанности. Это тот момент, когда человек еще является ребенком, но уже формирует собственное сознание того, что учит его мать. Если бы мы в жизни опирались только на собственный опыт и память, то мы не знали бы своих родителей. “Кто эта женщина, которая рассказывает мне, что родила меня и вырастила?.. Я такого не помню…” В этом периоде осознание должно прийти исключительно через веру – и это вера в мать и отца.
Таким образом, как ребенок в раннем сознательном возрасте воспринимает истину через веру, так и человечество должно воспринять осознание единого начала посредством понимания, осознания и веры.
ЕСЛИ ЗЛО БОРИТСЯ СО ЗЛОМ, ТО ЗЛО ПОБЕДЕТ
Как и во все времена, среди современников Иисуса было очень много поборников зла, которые в большинстве своем это зло и творили. Иисус считал, что борьба со злом – это дело только достойных. Прежде чем бороться со злом, его нужно понимать, а первым шагом к пониманию есть победа над злом, живущим в тебе.
Всем нам известно его выражение: “Кто без греха, пусть первым бросит камень”. В этом простом выражении есть достаточно глубокий философский подтекст. Как мы можем рассчитывать на победу добра, если в борьбе со злом оно не принимает участия? Если зло борется со злом, то зло победит. Если человек видит тьму, то он темный человек. Ибо несущий свет никогда не окажется во тьме.
Зло разгорается из искорки и распространяется как лесной пожар. Жадность, ненависть, зависть и страх – это четыре стихии, в которых живет зло.
Нет большего зла, чем тот, кто со злом сражается. Ведь верующий во Зло тот и несет зло в своем сердце. Чтобы отделить зерно от плевел, нужно знать что есть зерно, а что мякина. Знаете ли вы, что есть добро, чтобы разглядеть зло?.. Ведь добро это вознаграждение, которое принадлежит достойным.
«Сеятель не выходит на луг, чтобы искать пшеницу, потому что он там ее не сеял. А придя в поле, где сеял пшеницу, он найдет ее там. Так и человек пусть не ожидает добра там, где оно не засеяно”.
Несовершенство человека мешает ему самостоятельно определить, что есть добро, а что есть зло. Итак, если ты собрался побороть зло, то прежде всего должен достичь совершенства и представлять собой абсолютное добро. По мнению Иисуса, это довольно просто:
«Благословляйте проклинающих вас. Молитесь о тех, кто обижает вас. Если кто-нибудь ударит вас по одной щеке, подставьте ему и другую. Если кто-нибудь снимает с вас плащ, пусть возьмет и рубашку. Если кто у вас просит, то дайте ему, а если кто возьмет то, что принадлежит вам, не требуйте вернуть. Обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие обращались с вами. Ибо если вы любите только тех, кто любит вас, то заслуживаете ли вы какую-то особую благодарность? Ведь даже грешники любят тех, кто любит самих. И если вы делаете добро только тем, кто добр к вам, то заслуживаете ли вы какой-нибудь особой благодарности? Даже грешники так поступают. И если вы даете в долг тем, от кого надеетесь получить, то заслуживаете ли вы какой-то особой благодарности? Даже грешники дают взаймы другим грешникам, чтобы им впоследствии вернули то же самое. Нет, любите своих врагов и делайте добро им, и взаймы давайте, не рассчитывая на возвращение. Тогда вы получите большое вознаграждение и будете детьми Всевышнего. Он милостив к неблагодарным и злым людям. Будьте же и вы милосердны, как Отец ваш милосерден». «Не судите других, потому что Бог будет судить вас так, как вы судите других. Не вините, так и вас не обвинят. Прощайте другим, так и вам простится.
Именно таким должен быть человек, способный распознать зло. Только такому человеку можно верить, когда он говорит “Я вижу зло и поведу вас бороться с ним”. Если человек не живет жизнью добра, то он не может видеть зло и призывать других на борьбу с ним, ибо “Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму”.
То есть когда некоторые из последователей воспринимают такую аскетическую жизнь, как правило жизни, то это не совсем верно. Иисус предлагал так жить тем людям, страдающим безудержным желанием бороться со злом и вести за собой других. То есть это, в некоторой степени эталон, объяснение того, каким должен быть человек, чтобы считать себя воплощением добра в этом мире и указывать на зло. Если ты не живешь такой жизнью, это не недостаток, это объяснение того, почему ты не можешь видеть, что есть зло на самом деле.
Философия несовершенства является определяющей в учении Иисуса: “Кто без греха, пусть первым бросит камень!”, “Мы замечаем занозу в глазу ближнего, а в своем глазу и бревна не видим”. Все это возвращает нас к вопросу разницы между “Бурьяном” и “Божьим цветком”. Людям свойственно пытаться прополоть огород, на котором они ничего не сеяли, и потому не понимают где сорняк, а где цветы.
Восприятие собственного несовершенства это не просто. Чем больше совершенствуется человек, тем больше несовершенства в самом себе он видит. Рыба как символ христианства выбран не случайно. Рыба живет в постоянном движении. Чем ближе рыба к источнику, тем больше сила потока, которая сносит ее прочь. Стремление к совершенству это стремление Бога. Человек, стремящийся к Богу, ищет недостатки в себе, чтобы исправить их, а человек, не желающий Бога, ищет недостатки у других, чтобы оправдывать свои.
Непротивление злу является наиболее спорным вопросом, который идет между конфессиями с самого основания христианства. В первую очередь христиане, подражая Иисусу, определились с тем, что сопротивление злу не является действенным средством борьбы с ним.
В первую очередь необходимо определиться с тем, что есть зло. Иисус считал, что зла нет, а то, что мы называем злом, это лишь отсутствие добра. Пока горит огонь костра, мы греемся возле него и видим в его свете. Когда же огонь гаснет, то мы оказываемся в холоде и тьме. Холод и тьма не есть зло, потому что это лишь отсутствие огня. Развалились костры и все отступит. И нет другого метода борьбы с тьмой, кроме как огонь. Попытайтесь оградиться от тьмы и вы не окажетесь в свете. Если бросать камни в темноту, она не отступит и ударяя ее палкой не победишь. Только огонь добра, заставит отступить зло. Сколько сорняков не полей, а пока не засеешь пшеницу, там снова будет прорастать сорняк.
«Сел торговец пообедать и увидел, как на него голодными глазами смотрят шатающиеся возле рынка собаки. Он взял кость со своего стола и бросил собакам. Собаки стали биться за кость и рвать друг друга, потому что они голодны, а кость одна. Купец дал милостыню и погубил свою душу. Ибо нет большего зла, чем добро, которое не делается постоянно. Купец бросил собакам кость и посеял несправедливость и посеял зло.
Христианство, исповедуемое последователями Иисуса имело интересную особенность. Оно определяло человеческое счастье в содействии счастью других, но, в отличие от альтруизма, исповедовавшего счастье других ценой собственного, христианство определяло, что подлинное счастье человек может почувствовать только тогда, когда может сделать счастливыми других. Христианин делал все для счастья других и был этим счастлив, но счастье других в понимании христианина не в богатстве и в материальных ценностях, а в возможности сделать счастливыми других.
В этом и заключалась главная мудрость христианства. Некоторые воспринимают христиан как альтруистов, которые готовы отдать все своему ближнему, ради того, чтобы сделать его счастливее. Не зря Иисус говорил: «Если вы преподносите милостыню, вы причините зло вашему духу». Дело потому, что милостыня не может сделать человека счастливым, потому что нищета души хуже нищеты тела. Величайшим сокровищем Иисус считал возможность сделать счастливыми других, которым христиане должны наделить всех.
Притча, рассказанная представителями раннехристианского учения, рассказывает о том, как однажды Иисус зашел в лавку к торговцу яблоками и принес ему корзину с яблоками, попросив, чтобы тот раздал эти яблоки бедным.
Торговец раздал яблоки бедным и те засыпали его благодарностью и наилучшими пожеланиями. Торговец почувствовал себя насколько счастливым, когда, когда закончились яблоки, добрал из своих яблок и раздал еще. С тех пор торговца часто видели, как тот выносил и угощал яблоками бедных.
Иисус мог и сам раздать яблоки бедным, но он не сделал бы счастливым торговца. Бедные насытились, но счастливым стал торговец, укусивший подлинное счастье. Так Иисус показал, как действительно может изменяться мир и как христианин может реализовать свою миссию. «Я – Свет для мира! Кто пойдет за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь Свет жизни».
Суть открытия Иисуса, ставшего в дальнейшем христианством, состоит в том, что человек, осознающий свое единосущность с Отцом Небесным, начинает видеть мир, закрытый для глаза человека бессознательного. Живя в мире, в котором жизнь вечна, человек иначе видит простые вещи, человек имеет другие приоритеты и другие ценности. Человек способен увидеть мир очами Бога и увидеть подлинные ценности. Постоянно изменять этот мир к лучшему и, взаимодействуя с другими, построить общество.
БУНТ
Этой главы вы не найдете ни в одном христианском писании, но последователи Иисуса знали и этот период развития веры. Как по каждому делу бывают взлеты и падения, так и Иисус пережил падения в своей проповеднической деятельности. Как мы уже упоминали, авраамизм за 600 лет своего существования еще не стал единственной иудейской религией. Именно поэтому в Иудее было достаточно много людей, открытых к новому. Иисус прошел множество общин, в которых его воспринимали очень хорошо. Но когда Иисус с учениками чаще проводили проповеди в больших городах, все чаще звучали упреки в ненужности и неистинности его учения. Нужно признать и то, что, с ростом популярности Иисуса, на его проповедях появлялось все больше подосланных слушателей, которые срывали встречи. Иисус был к этому не готов.
Это сегодня мы воспринимаем Иисуса и его учеников как группу опытных бородатых мужчин, но на самом деле единственным учеником Иисуса, которому исполнился двадцать один год, был Петр. Именно поэтому Петру пришлось отрекаться от Иисуса в день казни. Как его совершеннолетний сподвижник, Петр должен быть осужден вместе с учителем. Остальные ученики Иисуса были еще несовершеннолетними детьми.
Поэтому Иисусу было достаточно трудно отстаивать свое учение наедине, неся ответственность не только за себя, но и за своих учеников. Дела в городах ушли совсем плохо и ученики стали терять веру в него.
Можно только представить, какое нравственное давление испытывал Иисус в то время. “Я привел их к источнику, но не нашел их жаждущими” – повторял Иисус. И, чем удачнее организовывались провокации на его проповедях, которые организовывались представителями иудейской церкви, тем более истощенным и нервным становился Иисус.
«На следующий день, когда они вышли из Вифании, Он проголодался. И, увидев издали смоковницу, покрытую листвой, пошел посмотреть, не найдет ли чего-нибудь на ней, но, подойдя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, потому что еще не пора смокв. Иисус сказал ей в ответ: пусть никто больше не съест от тебя плода во веки! И ученики Его это слышали. Приходят они в Иерусалим, и Иисус, войдя в Храм, начал выгонять тех, кто продавал и покупал в Храме, и столы менятелей денег и скамейки продавцов голубей опрокинул. И не позволял, чтобы кто-то пронес через Храм какую-нибудь вещь. И учил, говоря им: не написано ли: дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов? А вы сделали из него вертеп разбойников. Услышали это книжники и первосвященники и стали искать, как бы погубить Его, потому что боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же настал вечер, Он вышел из города. Утром, проходя, они увидели, что смоковница усохла до корня. Здесь Петр, вспомнив, говорит Ему: Равви, смотри: смоковница, которую Ты проклял, усохла. Иисус сказал им в ответ: имейте веру в Бога. Ибо истинно вам говорю: кто скажет этой горе: двинься и бросься в море, – и не усомнится в своем сердце, а поверит, что сказанное им случится, то будет ему, что бы он ни сказал.
Этот текст относится именно к этому периоду. Действия Иисуса в этот период не были обдуманными и скорее отчаянными. Проклятие дерева, совершенно не виновное в том, что время плодов еще не пришло, было лишним и никак не вписывалось в образ, созданный Иисусу общепринятой концепцией христианства, но мятеж, который он устроил в храме, был совсем не присущ его характеру.
Дело в том, что на этот раз проповедь Иисуса снова срывалась подосланными прислужниками церкви. Иисус, который уже не мог выдерживать этого больше, перевел ее в плоскость коррупции и развращение церкви, устроившей ему гонения. Иисус говорил не о высоких духовных вещах, а об обычной человеческой жадности, присущей книжникам и фарисеям. В этот раз проповедь была воспринята людьми на площади и, несмотря на подосланных провокаторов, люди слушали и поддерживали. Далее Иисус в сопровождении разгоряченной его пылкими вещами толпы вошел в храм и продолжил упрекать церковь в ее полном развращении, называя храм “вертепом разбойников”. Иисус стал опрокидывать столы менял, а его пылкие поклонники, вдохновленные примером, устроили обычный погром.
По законам Римской империи это расценивалось как мятеж. Иисус был объявлен в розыск. В этот момент из лидера религиозного движения Иисус перешел в статус разыскиваемого преступника-мятежника. Фактически, это был конец всего учения, поскольку невозможно было рассчитывать на любое развитие, а самому Иисусу грозило наказание, которым в Римской Империи наказывали только мятежников, публичное распятие.
Настолько известно из раннехристианских источников, Иисус сдался сам и был осужден. Несмотря на все события, описанные в различных вариантах Евангелия, Иисус был казнен.
В последние дни Иисус не походил на того Иисуса, которого ученики знали с самого начала. Из человека крайне аскетического и миролюбивого он превращался в мятежника и на то была своя причина…
Никто не упоминал ни в канонических Евангелиях ни в других, о взаимоотношениях Иисуса с властью. Картина для нас выглядит так, будто Иисус проповедовал добро и смирение и власть его никогда не замечала вплоть до погрома в храме, но это не соответствует действительности. Кардинальное изменение в поведении Иисуса было связано именно с предупреждениями власти, которое было передано не ему, а его матери Марии. Не зря Иисус скажет – “Великие враги человека, это его домашние”. Через мать Иисусу передали послание, согласно которому Иисус должен был прекратить свои мятежные проповеди, или оказаться за решеткой.
Перед походом в Иерусалим у Иисуса были споры с матерью, которая настаивала на прекращении Иисусом его проповеднической деятельности. Мария настаивала на том, что пора Иисусу браться за ум и не навлечь беду на свою голову. Иисус как обученный целитель мог жить очень обеспеченно, но вместо этого избрал аскетическую жизнь проповедника. Мать долго мирилась с этим увлечением сына, но теперь он пересекает границу и станет врагом государства, если вовремя не остановится. Иисус с Марией изрядно поссорились из-за этого, но не это стало главной причиной агрессивного поведения Иисуса.
Эта история дала ему осознать, что понятие “Зло”, которое до этого воспринималось им как естественная стихия, оказалось явлением рукотворным, имеющим своих земных покровителей. Эти покровители сеют зло и защищают его от всякого проявления добра.
Иисус никогда не выступал против государственной власти, но его проповеди оказались бунтарскими, поскольку они нарушают основы, на которых стоит власть.
Жадность, зависть, ненависть и страх – это четыре стихии, в которых живет зло. Именно в этой позиции христианства власти видели бунтарство, поскольку именно эти четыре стихии являются основой, на которой стоит власть.
Жадность – это первая стихия. В древности люди выращивали хлеб, разводили ягнят и коз и имели их с избытком. Если был избыток, им легко делились с теми, у кого его не было. Бог давал людям избыток и они раздавали его тем, кто в этом нуждается…
Но кто-то сказал не раздавать, а продавать излишек за деньги и копить излишки в своих кошельках. Но у тех, у кого нет хлеба, нет и денег. Так что тот, кто сказал не раздавать, сказал бедным служить ему за деньги, а за службу выдал деньги, чтобы купить остатки у тех, кто их раньше раздавал. Когда хозяин продал излишки, то должен был отдать десятину тому, кто сказал продавать.
Хозяин как отдавал излишки тем, кто в них нуждается, так и отдает. Но теперь и люди, у которых покупают, должны служить тому, кто приказал продавать, и хозяин, отдавший, должен ему платить десятину.
Зависть – это вторая стихия. Люди, которые служат за деньги, получают меньше хозяина, который продает излишки и знают об этом. Теперь их разрывает зависть и они сами требуют, чтобы тот, кто приказал продавать, взял с него больше налога. Ведь те, у кого больше, должны больше платить. И вот хозяин отдает уже две десятины из своего заработка.
Ненависть – это третья стихия. Даже когда с хозяина берут две десятины, он не равняется другим людям, которые служат за деньги. Люди ненавидят его. Кто швырнет камень в его огород, а кто скажет плохое слово в его сторону. И вот уже приказавший продавать начинает брать третью десятину за охрану хозяина от других людей, которые стали его ненавидеть.
Страх – это четвертая стихия. Так и живут люди. Хозяин как отдавал свои остатки людям, так и отдает, но теперь он отдает три десятины приказавшему продавать. Люди как получали излишки хозяина, так и получают, но теперь они служат тому, кто приказал продавать. И изменить этого никто не хочет, потому что всех держит страх. Хозяин боится, что если он не продаст, то не заплатит и его перестанут охранять и завидующие и ненавидящие люди причинят ему беду. А люди боятся что, если не будут служить тому, кто приказал продавать, не получат деньги, без которых хозяин не даст свои остатки.
На этом держится тот, кто велел продавать. Он сеет зло и пожинает из него плоды. Он имеет власть и не может не сеять зло, потому что такова природа власти.
А Иисус говорит хозяину: «Не продавай! Раздай свои остатки людям, нуждающимся в этом!” Это и есть восстание против того, кто велел продавать. Это восстание против власти. Ибо, как хозяин раздаст свои остатки нуждающимся, он не возьмет за это деньги, на которых портрет приказавшего продавать и не должен отдавать из них ни одной десятины. Люди же перестанут ненавидеть его и завидовать, потому что у него нет ничего лишнего. И людям не нужно служить тому, кто приказал продавать, потому что за деньги, которые тот платит, не купишь того, что хозяин и так раздает.
И люди поблагодарят Бога за то, что дал хозяину с избытком, потому что тот поделился с ними. И хозяин поблагодарит Бога за то, что получил с избытком и имел возможность поделиться с людьми. И никто не поблагодарит того, кто приказал продавать, потому что ему ничего дать ни Богу, ни людям…
Иисус не походил на других мятежников, которые швыряли камнями и ругали власть и ничего не могли сделать. Иисус напротив, делая одно только добро, нацелил нож в самое сердце власти. Тот, кто приказал продавать, обнаружил своего врага в Иисусе, который учил как создать общество.
Иисус понял, что тот, кто приказал продавать, никогда не оставит в покое его веру. Идея Царства Небесного заключалась в том, чтобы построить обходящееся без власти общество. Общество, в котором хозяин всегда раздаст свои излишки нуждающимся, а те всегда помогут ему, когда нужна помощь. Общество, которым не управляет страх, ненависть, алчность и зависть.
Через Марию Иисуса предупредили, что он должен отречься от своей веры. В противном случае его ждет бесславный конец. Отречься от веры – это не об Иисусе. Но и тихая смерть его не устраивала. Поэтому Иисус умышленно устроил погром в храме. Он решил оставить этот мир громко, чтобы не дать повода для радости тому, кто приказал продавать…
Одним словом, Иисус осознанно или нет, но создал не только религию, но и новую философию, предполагавшую общественное устройство как альтернативу государственному. Это не анархия и не кратия это совершенно новое устройство, которое не предусматривало власти, но предусматривало порядок.
Он оставил веру своим ученикам. Они должны были нести ее во все уголки земли, пока их вера не построит Царство Небесное. Пока не восторжествует общество над властью и добро над злом. И тогда родится мир, в котором нет войны и несправедливости, в котором все равны и любят друг друга как братьев, как бы фантастически это ни звучало.
Риторический вопрос о непротивлении злу, поднятый в свое время Иисусом, у христиан имел свое решение. Христиане разделили мир людей на две условные части. Зависимые и независимые. Дело в том, что власти вызывают такую же зависимость как азартные игры.
Как азартный игрок проигрывает все, что имеет, в надежде когда-нибудь получит кусок богатства, так и есть люди, отдающие свою свободу, в надежде на то, что когда-нибудь получат кусок власти. Они терпят унижение и издевательство греясь мыслью о том, что со временем это даст им право унижать и издеваться над другими.
Такие люди не радуются увольнению а, наоборот, проклинают того, кто их уволил. Они терпели унижение и издевательство слишком долго. Им оставалось еще немного, чтобы получить право самим издеваться и унижать других. Когда их увольняешь, они не благодарят за то, что ты прекратил их страдания, а ненавидят за то, что ты отнял у них возможность причинять страдания другим.
Такие методы использовались в муштровании армий еще в те времена. Новобранцев унижали, избивали и издевались разными методами, объясняя, что еще немного и они будут иметь право поиздеваться над другими новобранцами. Этот метод называется сегодня “дедовщиной” и он культивируется во многих армиях мира, поскольку вызывает психологическую зависимость от подразделения, в котором над человеком издевались.
Бедность и унижение от власти вызывает схожую зависимость и в других сферах жизни. Часть освобожденных рабов всегда возвращалась к хозяину, поскольку они боятся свободы и ответственности, а часть, освободившись от рабства, страдала болезненным желанием поработить других и издеваться так, как издевались в свое время над ними. Такие люди не войдут в Царство Небесное.
Если для человека независимого осознания божественной сущности это благо, то для человека зависимого это катастрофа. Представьте себе, что человек одержим властью, с навязанными комплексами неполноценности и полон ненависти к окружающим, представит себя единосущным проявлением Бога. Мы употребляем выражение “представить” а не “осознает” потому, что осознание предполагает не только возможности, которые открываются перед человеком, но и ответственность. Люди не способны на ответственность, поскольку они уже неизлечимо больны и не признают своей болезни. Именно поэтому учение Иисуса не для них, а только для людей независимых. Таким людям не стоит отдавать рубашку и подставлять вторую щеку. Такие люди считают добро проявлением слабости и это у них разжигает ощущение власти, к которой так тянет их болезнь. И таких людей, по мнению христиан, нельзя называть ближними. Они совсем не стоят от входа в Царство и духовно не имеют никакой близости с христианами.
Как известно, Моисей, освободив евреев из рабства, сорок лет водил их по пустыне, ожидая, пока вымрет поколение зависимых. Христиане полагали, что не обязательно ждать так долго. Ведь Моисей не провозглашал себя царем и не строил никакие государственные структуры. Он дал людям закон и сделал свободными. Но Закон Моисея был для бывших рабов и написан на понятном для рабов языке.
Принцип “не убий, не укради” предусматривал наказание Богом человека, как раба, за нарушение этого закона. Тем более, принцип “Глаз за око” не вписывался в христианские принципы учения Иисуса и неоднократно критиковался им самим.
Дело в том, что система нравственных ценностей христиан была более ответственной. Свобода подразумевает ответственность в первую очередь. В иудейской системе человек, не нарушающий заповедей, ни за что не отвечает, но делает это не сознательно. В то же время, человек свободный и единосущный Богу должен принимать собственные решения, а не руководствоваться запретами. Христианин несет ответственность за окружающий мир и все его поступки должны исходить от сознания, а не от страха.
В отличие от закона Моисея христиане имели собственные принципы. По христианскому учению, Иисус, открыл нам двенадцать столбов-постулатов духовности, на которых держится Царство Небесное: три любви (к детям, родителям, к жене), три уважения (к счастью, к воле, к жизни), три верности (верность рода, верность другу, верность слову) и три благодарности (Благодарность Богу, благодарность земле и благодарность труду).
В этой концепции эти принципы показываются не как завещание, а как постулаты. Религия не указывает людям, что именно они должны делать, но при этом указывает на то, что это основные принципы, на которых держится мир. Человек не должен бояться наказания, а должен осознавать и поступать так не от страха, а по своей воле, опираясь на собственное решение.
Вообще следует понимать, что Иисус не оставил после себя полной концепции, разработанной до мелочей. Многие аспекты остались открытыми для решения его последователями. Но Иисус указал на то, что христианская идея не отменяет наработки других религий, а, наоборот, дополняет их и дополняется сама.
Таким образом, христианская идея дополнилась таки важным понятием, как совесть. Совесть это связь человека с его божественной сущностью. Христианский путь это путь к полному осознанию того, что человек становится единым со своей божественной сущностью. Но путь этот не прост и сможет пройти не каждый. При этом человек должен стремиться к этому воссоединению и стараться поступать так, как поступила бы его божественная сущность. Совесть помогает поддерживать связь с этой сущностью еще до того, как придет полное осознание.
При этом, обратим внимание на то, что в постулатах нет аналога “не укради” и “не любодея”, а есть “уважение к счастью”, а “не убий” имеет форму “уважение к жизни”. Понятия имеют более глубокое значение, чем в Законе Моисея. Во-первых: жизнь, счастье и воля определяются главными ценностями, уважать которые нужно всегда; во-вторых: выносится на первый план не действие, а цели и причины. Убийство врага ради спасения жизней не является неуважением к жизни, равно как и охота ради еды. Но убийство ради развлечения, власти или пользы это явное неуважение к жизни. Так же, как любодействие должно рассматриваться в рамках уважения к человеческому счастью. Христианское учение, в отличие от иудео-христианского, не имеет четких инструкций, а рассчитано на людей свободных, мыслящих и ответственных.
Многие скажут, что это не религия, а больше политическая идеология. Но, на самом деле, это и есть религия, включающая систему взглядов на вселенную и свое место в ней. Но должен согласиться, что это не церковь, потому что церковь предполагает наличие ритуалов. Но подлинное христианство не придает ритуалам никакого значения. Давайте вспомним, сколько раз Иисус со своими учениками проводил службу в храме, или сколько детей они крестили. А может, он проводил обряды венчания или отпевал умерших?.. Этого нет ни в каких записях. Иисус занимался целительством, поскольку это была его профессия и проповедовал.
Иисус не создавал церковь. Он не строил храмы и не проводил ритуалов. Он принес в мир учение, коре помогает людям осознать свою сущность и освободиться от оков собственного бессознания. Он указал путь к Царству Небесному. Поэтому его последователи должны нести в мир его учение, а не строить храмы и исповедовать грешников. Они должны двигать вперед его идею, а не поклоняться его кумиру.
“Не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Моего Отца на небе.
Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи, разве мы не именем Твоим предсказывали, разве не именем Твоим бесов мы изгоняли, или не именем Твоим чудеса великие творили?
И объявлю им тогда: Я никогда не знал вас… Отойдите от Меня, делающие беззаконие! “
Именно это стало причиной того, что на ранней стадии все больше иудеев стало обращать внимание на учение Иисуса. Оккупированная иудея потребовала идеи, которая приведет ее к свободе, а не будет содержать в рабстве. Христиане стали независимыми от учения фарисеев и все больше возвращались к принципам древней веры, возбуждавшей в них жажду свободы.
Нет фактов, указывающих на прямое участие христианских лидеров, но именно в местах наибольшего распространения христианства разразилось первое восстание иудеев против Рима.
Греки в Цезарее поставили языческие жертвенники перед синагогой, что вызвало сильное негодование среди евреев. Когда местные власти, под контролем римского прокуратора Гесия Флора, не приняли мер, евреи обратились к нему с просьбой защитить их права.
Гесий Флор не только не принял меры, но и сам спровоцировал конфликт, разграбив иерусалимский храм и вывезя оттуда значительное количество серебра. Все это проходило под молчаливым сопровождением священников, которые не могли ничего сказать римлянам.
Здесь и всплыли события тридцатилетней давности, когда человек по имени Иисус предупреждал, что священный храм превращается в среду разбойников и его приговорили за это к смертной казни.
Церковь, долгие годы сдерживавшая иудеев от восстания, сама оказалась в беззащитном состоянии и иудеи, среди которых было много христиан, подняли восстание. Важно отметить, что ранние христиане были в то время частью иудейской общины, и их идентичность еще не была четко отделена от иудейства. Однако есть несколько ключевых аспектов, которые следует рассмотреть: ранние христиане были преимущественно евреями, воспринимавшими учение Иисуса. Они продолжали соблюдать многие еврейские традиции и обычаи. Большинство ранних христиан проживало в Иерусалиме и других частях Иудеи, где началось восстание.
Важно понимать разницу между евреями – христианами, которые были христианами, оставляя уважение к иудейским традициям и иудео-христианам, которые были иудеями, верившими в Иисуса, как в Мессию. Иудеи, верившие в Иисуса, как в Мессию, оставались сектой иудаизма в то время, как евреи – христиане уже изменили свои взгляды согласно учению Иисуса, хотя и продолжали уважать иудейские традиции.
Таким образом, с 66 по 73 год и евреи-христиане и иудео-христиане были активными участниками восстания, а после разгрома повстанцев их останки были разбросаны по миру.
Именно этот период стал периодом разнообразия христианских движений. Как евреи христиане, будучи христианами, уважали иудейские традиции, так и их потомки, которые за сотни лет смешались с другими народами и приняли их идентичность, стали уважать традиции и обычаи своих народов, оставаясь при этом христианами. Но иудео-христиане так и оставались иудеями, верящими в Иисуса, как в Мессию.
Христианство никак не противоречило ни одной из этнических традиционных религий, в среде которых оно существовало. Именно эта особенность вызвала разнообразие христианских церквей, которые развивались в разных этнических средах и принимали их традиции. Вместе с тем иудео-христиане так и оставались иудеями, не воспринимая чужих традиций. В то время, когда христианство растворялось в культуре других народов, становясь частью их веры, иудео-христиане оставались верны собственным иудейским традициям.
Автор: Петр Гордийчук